В соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 36 Закона Камчатского края от 05.10.2023 № 274 «О бюджетном процессе в Камчатском крае», статьей 10 Закона Камчатского края от 16.09.2011 № 658 «О Контрольно-счетной палате Камчатского края», проведена внешняя проверка отчета об исполнении краевого бюджета за 2023 год, включая внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (далее – ГАБС).
Годовая бюджетная отчетность за 2023 год представлена в Контрольно-счетную палату 35 ГАБС в основном в срок, установленный статьей 264.4 БК РФ и статей 36 Закона о бюджетном процессе в Камчатском крае, и большинством ГАБС - практически в полном составе форм, обязательных при формировании годовой отчетности.
Всего установлено 94 нарушения (замечания) в представленной ГАБС бюджетной отчетности, сумма нарушений составила 40,8 млрд. рублей, из которых в ходе внешней проверки устранено 28 нарушений (замечаний), сумма устраненных нарушений составила 19,5 млрд. рублей. Основной характер нарушений - отсутствие той или иной уточняющей (поясняющей) информации, неотражение или неправильное отражение отдельных показателей, что в целом не повлияло на финансовый результат объекта финансового контроля.
Доходы краевого бюджета за 2023 год составили 114,2 млрд. рублей, что ниже прогнозируемого объема поступлений на 3,4 млрд. рублей, и главным образом обусловлено неисполнением прогноза: по налоговым доходам - на 0,5 млрд. рублей (в основном за счет налога на прибыль организаций (на 0,6 млрд. рублей); по безвозмездным поступлениям на 3,2 млрд. рублей, в основном за счет субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. Неналоговые доходы превысили плановые показатели на 0,3 млрд. рублей (в основном за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности).
Расходы краевого бюджета за 2023 год составили 118,3 млрд. рублей, или 96,5 % плановых назначений. В отчетном периоде расходы осуществлялись в основном в рамках 27 государственных программ Камчатского края (доля программных расходов в общем объеме расходов – 95,5 %), 33 региональных проектов (10,1 % в общем объеме расходов). Кроме того, в соответствии с Законом о краевом бюджете на 2023 год в отчетном периоде из краевого бюджета предоставлялись субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. Так, 2023 году предоставлены субсидии юридическим лицам на общую сумму 32,4 млрд. рублей (27,4 % от общего объема расходов).
Неисполнение по расходам составило 4,3 млрд. рублей. Основными причинами неисполнения бюджетных назначений являются: заявительный характер предоставления пособий и компенсаций; несоблюдение подрядчиками условий государственных контрактов; отсутствие положительного заключения государственной экспертизы; длительные сроки проведения конкурсных процедур. Наибольшую долю в общем объеме неисполненных назначений составили бюджетные назначения по следующим разделам видов классификации расходов бюджетов: «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 1,3 млрд. рублей (31,2 % объема неисполнения); «Здравоохранение» - в сумме 0,9 млрд. рублей (22,0 % объема неисполнения) и «Общегосударственные вопросы» - 0,5 млрд. рублей (12,4 % объема неисполнения).
В результате краевой бюджет исполнен за 2023 год с дефицитом в объеме 4,1 млрд. рублей. Основными источниками финансирования бюджета в 2023 году являлись: бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета и привлеченные на единый счет бюджета остатки средств с казначейских счетов.
Объем государственного долга Камчатского края практически не изменился (на начало и конец отчетного периода составил 9,3 млрд рублей), при этом преобразовалась его структура: сократилась доля коммерческих заимствований в общем объеме государственного долга Камчатского края с 63,0 % по состоянию на 01.01.2023 до 33,0 % на 01.01.2024 и увеличилась доля бюджетных кредитов с 37,0 % до 67,0 %.
В целом, по результатам внешней проверки КСП Камчатского края сделан вывод, что показатели бюджетных назначений и фактического исполнения по видам доходов, расходов, источникам финансирования дефицита краевого бюджета в годовом отчете об исполнении краевого бюджета за 2023 год соответствуют аналогичным показателям бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.
Вследствие чего, по мнению КСП Камчатского края, возможно утверждение представленного годового отчета об исполнении краевого бюджета за 2023 год.